ДИАГНОСТИКА ПРОБЛЕМЫ
Она осуществляется в форме исследования, целью которого является
четкое определение основных параметров функционирования организации-клиента,
имеющих отношение к проблеме, для решения которой привлечен консультант. Для
успешного проведения диагностического исследования важно правильное понимание
характера проблемы. В зависимости от ситуации, с которой столкнулась
организация-клиент, перед консультантом могут поставить задачу исправления
ситуации, которая ухудшилась (проблема коррекции), улучшить существующую
ситуацию (проблема совершенствования) или создать качественно новую ситуацию (проблема
творческого развития).
Для консультанта, имеющего дело с проблемой коррекции, важным будет проанализировать
данные о предыдущем развитии ситуации, обращая особое внимание на внешние и
внутренние факторы. Он старается восстановить как бы обратный порядок
произошедших изменений, найти и ликвидировать причины, которые обусловили
негативные последствия.
В случае проблемы совершенствования также проводится изучение предшествующих
событий, но роль его будет менее важна, так как в этом случае основное внимание
уделяется существующей ситуации.
И наконец, в случае проблемы творческого развития консультант имеет
дело с наименьшим количеством исходной информации. Зачастую имеется лишь
желание изменений и иногда очень общих идей. Так происходит в том случае, когда
к помощи консультанта обращается преуспевающая компания. В этом случае перед консультантом
ставится задача найти совершенно новые сферы бизнеса, отыскать качественно
новые способы мотивации сотрудников, развить нетрадиционные для компании виды
услуг и т.д. В этом случае консультант должен искать возможные модели будущего
развития, используя свое воображение и творческое мышление.
Как правило, реальные проблемы, возникающие в организации, могут
включать элементы всех трех типов проблем. Например, очень часто, прежде чем
решить проблему коррекции, приходится найти нечто качественно новое, что ранее
не существовало в организации, так как иначе невозможно остановить процесс ухудшения
ситуации.
Консультант-исследователь рассматривает следующий круг вопросов:
• Организация в целом (история, настоящее положение и традиции).
• Окружение (внешняя среда) организации.
• Цели и задачи организации.
• Финансы.
• Маркетинг.
• Производство.
• Опытно-исследовательская работа.
• Кадры.
• Эффективность деятельности.
• Менеджмент.
Решение любых проблем начинается с исследования. Перед тем как
проектная группа выдвинет начальные гипотезы, перед тем как проблема будет
разложена на компоненты и будут выделены ключевые факторы, необходимо собрать
информацию. При этом существует множество приемов для быстрого начала
исследования.
____________________________________________________________________________________________________________________
Пример
Рассмотрим
некоторые из них, применяемые в компании McKinsey.
Над какой бы
проблемой вы ни работали, существует вероятность того, что кто-то когда-нибудь
уже делал что-либо подобное. Разыщите этих людей и задайте необходимые вопросы.
Тем самым вы сэкономите свои силы и время, которое является чрезвычайно ценным
ресурсом. Поэтому не тратьте его на изобретение колеса. Сама компания McKinsey
поддерживает электронную базу данных под названием PDNet, плодотворно используемую
сотрудниками фирмы.
У McKinsey есть
и другие ресурсы, позволяющие консультантам работать эффективно, а не
напряженно. Они включают в себя превосходную библиотеку, доступ к основным
коммерческим базам данных, среди которых Lexis/Nexis, Dun A Hradstreet, Datastream.
И, что более
важно, в библиотеке работают сотрудники, специализирующиеся на поиске
информации. Они помогают консультантам найти любые данные независимо от того,
где они хранятся. У компании есть также данные по экспертам в своих областях знаний,
которые практически незаменимы, учитывая то, что компания может один месяц работать
с клиентом из банковской сферы, а другой — с клиентом, занимающимся производством
реактивных двигателей.
Если вы
работаете в большой организации, то, возможно, у вас в распоряжении своего рода
«память компании», состоящая из баз данных, руководств и т.д. Также вы можете
обратиться к вашим коллегам. Даже если вы работаете сами по себе, то вокруг вас
циркулирует множество информации, которую вы можете почерпнуть из торговых журналов,
газет и, что наиболее важно в наше время, из Интернета. Заглядывали ли вы в свою
местную библиотеку? Наверняка, проведя там несколько часов в поисках, вы обнаружите
множество информации и ценных источников.
Знайте ваших
конкурентов. Множество бизнесменов готовы поделиться информацией. Если вы,
скажем, занимаетесь рекламой, то найдите в своем городе кафе, где любят
собираться руководители этого бизнеса. Окунитесь в атмосферу своего бизнеса. Учитесь
на чужих достижениях и ошибках. Эффективно используйте свое время и не изобретайте
колесо.
И. Расиел
приводит некоторые советы, доказавшие свою эффективность, для того чтобы быстро
включиться в свое исследование. Начните с годового отчета. Если вы хотите самым
быстрым образом познакомиться с компанией, первое, что вы должны сделать, — это
обратиться к годовому отчету. Его достаточно просто получить (в настоящее время
многие компании публикуют его в Сети) и почерпнуть множество информации помимо
чисто финансовых данных.
Просматривая
годовой отчет, сразу же обратитесь к разделу «Сообщение для акционеров» или
«Обращение Председателя совета директоров», который помещается обычно в самом
начале документа. Если вы прочтете этот раздел более внимательно и отнесетесь к
немунемного скептически, то вы найдете информацию о том, чего компания добилась
в этом году, куда менеджмент собирается вести ее р. следующем и какой стратегии
она собирается придерживаться для этого. Там же вы обнаружите важнейшие финансовые
индикаторы, такие, как стоимость акций, прибыль, выплаты в расчете на акцию.
Двигайтесь дальше, и вы узнаете о том, какие у компании есть подразделения, какова
продуктовая линия, кто руководит компанией, где расположены ее представительства
и производственные площадки. После этого-вы можете погрузиться в анализ этих цифр. Ищите необычное.
Когда вы собрали горы данных, относящихся к вашей проблеме, попытайтесь найти
исключения, т.е. те цифры, которые особенно хороши или плохи.
Ищите лучший
опыт. Есть такая старая поговорка: «Не важно, насколько ты хорош, всегда есть
кто-то лучше тебя». Это так же верно в бизнесе, как и везде. Присмотритесь, что
делают лидеры в отрасли, и постарайтесь имитировать их. Или, наоборот, сходным образом
можно поступать, избегая действовать так, как это делают неуспешные компании.
Зачастую
описание лучшего опыта вы сможете найти в публичной библиотеке. При этом вы
должны творчески подходить к этому процессу. Если кто-то из ваших конкурентов
имеет его, то они вряд ли раскроют вам все свои секреты. Поговорите с друг ими
представителями отрасли: поставщиками, потребителями, аналитиками с Уолл-стрит,
друзьями по бизнес-школе и т.д. Иногда вы можете найти лучшую практику у себя в
компании. Кто-то либо какое-то подразделение может превосходить всех других в компании.
Выясните Причины этого. Определите, каким образом вы сможете применить секреты
из лучшей практики, в результате вы добьетесь огромного успеха для своей компании.
_______________________________________________________________________________________________________________________
Вид отбираемой
информации и ее направленность будут зависеть от области, в которой проводится
исследование, от понимания проблемы и постановки целей и задач. Другими словами,
необходимо прежде всего пронести соответствующий анализ, на основе которого вы
сможете определить, какие данные собирать, и установить, что вы собираетесь
делать с ними, когда вы их получите. Сбор данных требует времени, поэтому вы должны
ограничиться сбором тех данных, которые действительно необходимы для ваших целей.
В первую очередь консультант должен проанализировать характер проблемы и
попыток выяснить, как се можно решить. Первоначально полученная информация
должна использоваться для проверки гипотез и формулирования новых гипотез,
дополняющих исходные.