МОДЕЛЬ КОНКУРЕНТНЫХ СИЛ ПОРТЕРААнализ рыночного окружения и конкурентной среды Анализ
шести сил является методом изучения рыночных возможностей нового
продукта или услуги. Этот вид анализа общепринят при исследовании
текущей ситуации на рынке. При этом рассматриваются шесть основных факторов: - Сила потребителей
- Имеют ли потребители большой выбор? Откажутся ли они от продукта, если цена слишком высока?
- Угроза аналогичной продукции
- Существуют ли другие продукты, которые будут покупать потребители, что ограничит потенциал нового продукта/услуги?
- Сила поставщиков
- Достаточно
ли продукции на рынке? Существует ли какой-нибудь компонент добавленной
стоимости, позволяющий конкурировать с другими поставщиками?
- Противостояние существующих производителей
- Сколько компаний борются за рынок? Какова в целом позиция конкурентов? Какие методы конкуренции используются?
- Угроза новых участников рынка
- С учетом всех факторов, какова вероятность того, что на рынок придут новые игроки? Как они будут действовать?
- Сила других заинтересованных лиц
- Как
правительство влияет на данную отрасль? Важно ли это для страны? Имеют
ли влияние в отрасли заинтересованные группы? Роль законодательных и
регламентирующих органов.
| Последняя сила в оригинальный вариант модели изначально не входила.
Может быть как правительство, так и коммерческие, а также и
некоммерческие организации. Иными словами, все что не вошло в первые
пять групп, но так или иначе способно оказывать влияние на работу
компании. Так например, Andrew Grove, Intel, CEO, считает, что в эту группу для Intela входит Microsoft.
Действительно, чем является Microsoft для Intel в свете их тесной и
слаженной игры на рынке? Это не покупатель в привычном смысле, не
поставщик, не конкурент. Имея ввиду высокую совместимость семейства
Windows и архитектуру Intel, можно назвать их дополняющими компаниями,
заинтересованными друг в друге. Профессор Sharon
Ostin считает, что в сфере искусства это могут быть разнобразные
донорские организации — фонды, спонсоры, меценаты и т.ак далее. |
Краткая биографическая справка
Студентом Портер входил в элиту американского университетского гольфа.
Получив МВА в 1971-м и докторскую степень в 1973-м, он стал, самым
знаменитым в мире специалистом по конкуренции и бизнес-стратегии вообще.
Этот образцовый семьянин и отец двух дочерей-спортсменок консультировал
правительства Новой Зеландии, Португалии, Канады, Индии и Бог знает
скольких еще стран, не считая родной Америки (там его особенно любил
президент Рейган). Книги профессора — в основном о том, как выживать в
конкурентной борьбе — переведены на десятки языков.
"Мне небезразличны изменения в мышлении и поведении людей, -
произносит Портер в одном из интервью. - Мне приятно, когда другие
ученые используют мои разработки. Но я получаю такое же удовольствие,
когда люди говорят мне, что мои идеи изменили их жизнь". |