Инфографика
Санкт-Петербургский предприниматель увлекся жанром настолько, что
решил выпускать журнал, где абсолютно все материалы, включая рекламные
полосы, выполнены в виде инфографики. «Мы рассказываем о событиях в
мире, приводим интересные факты. Например, в последнем номере
«нарисовали» демографическую ситуацию в России, процесс приготовления
окрошки, рейтинг самых дорогих брэндов и влияние наркотиков на
человеческий мозг», – рассказывает он.
Первый номер ежемесячника «Инфографика» вышел в начале 2011
года. Сам Романов выполняет функции главного редактора, собирает
«фактуру» и занимается продажами. Арт-директор Артем Колеганов
осуществляет большую часть работ и координирует действия нескольких
дизайнеров, которых журнал привлекает на условиях аутсорсинга. «В
перспективе мы хотим собрать и обучить свою команду специалистов.
Инфографика – это жанр на стыке журналистики и дизайна, он требует от
дизайнера специальных навыков», – поясняет Романов.
Сейчас издатель готовит шестой выпуск. Тираж журнала — 40 тыс.
экземпляров, он бесплатно распространяется в более 130 кафе и ресторанах
Санкт-Петербурга. Пока издание выходит на 16 полосах, но Романов
планирует увеличить его объем, а также выйти на московский рынок, где
сосредоточены огромная читательская аудитория и основные рекламные
бюджеты. Остальные регионы журнал уже начал завоевывать с помощью
франшизы.
Выпустить первый московский номер компания планирует уже в октябре
этого года, а сейчас проводит переговоры с потенциальными
рекламодателями и точками, где можно размещать журнал. Но разведка
показала, что выйти на московский рынок без больших затрат не удастся.
Кофе и факты
В 2006 году питерский журналист Николай Романов основал компанию
«Манифест» и начал выпускать корпоративные издания, а также буклеты и
другую рекламную продукцию. В компании работали два дизайнера, тексты и
фотографии делала команда фрилансеров. Выручка в среднем составляла 500
тыс. руб. в месяц. Но людям не нравилось работать под жестким давлением
заказчиков, им хотелось творческого самовыражения.
Дизайнеры обратили внимание Романова на новый способ визуализации
фактов – инфографику, показывали примеры качественных работ западных
специалистов. В результате Николай решил сделать журнал в этом жанре.
Пилотный выпуск отпечатали на шести полосах тиражом 100 экземпляров, и
Романов показал его владельцам кофеен, кафе и ресторанов.
С самого начала Николай решил распространять журнал бесплатно в
заведениях общественного питания. «Пока посетитель 10–15 минут ждет
заказа, ему приятно чем-то занять себя. Но если человек начинает читать
текст, ему обычно не хватает времени закончить чтение до того, как
принесут заказ. К тому же читать за едой любят далеко не все. Поэтому
прессу в кафе в основном просматривают, пролистывают, а наше издание как
раз отлично подходит для того, чтобы узнать что-то любопытное в течение
тех самых 15 минут», – говорит предприниматель.
Первые 80 заведений Романов сумел заинтересовать своим изданием
сразу. После третьего выпуска «Манифест» стал работать с компанией,
взявшей на себя и доставку тиража, и переговоры с новыми точками.
«Стоимость доставки на одну точку в Санкт-Петербурге составляет 100–200
руб. Наши партнеры также осуществляют выкладку, проводят контроль», –
продолжает Николай. Себестоимость одного выпуска тиражом 40 тыс.
экземпляров составляет около 500 тыс. руб.: 70% средств уходит на
печать, 25% на оплату работы редакции, 5% на доставку.
Журнал вызвал интерес и у потенциальных рекламодателей. Уже на
третьем номере реклама покрывала 50% расходов издания, на четвертом –
около 75%. Пятый номер компания сделала «в ноль», а шестой (он выйдет в
сентябре) должен принести проекту небольшую прибыль.
Рекламные картинки
«Инфографика» зарегистрирована как рекламное издание, под рекламу
отведено восемь из 16 полос. «Будет больше рекламы, будет больше полос –
мы планируем делать 24 полосы уже в следующем выпуске», – поясняет
Романов. Стоимость рекламной полосы – 120 тыс. руб.
Издатели предлагают клиентам выполнять рекламные макеты также в жанре
инфографики. Рекламодателям (среди них – компьютерные фирмы, провайдеры
интернет-услуг, сотовые операторы и автомобильные салоны) это, похоже,
нравится. «Наши рекламодатели ориентированы на молодежную аудиторию, они
готовы к нестандартным ходам. Мы можем разместить и обычный модуль, но
стараемся убедить, что инфографика даст больший эффект», – говорит
Николай.
Тем не менее, долгосрочных рекламных контактов и, следовательно,
гарантированного будущего у издания пока нет. Не удается выйти и на
крупных рекламодателей, которые ориентируются прежде всего на
медиапоказатели Gallup Media. «На основании опросов на собственной страничке в Facebook
мы можем сказать, что наша аудитория – люди от 25 до 35 лет, активные,
неплохо обеспеченные, среди них 55% мужчин и 45% женщин. Мы объясняем
это рекламодателям, но доказать не можем. Хотя значимым аргументом
является наша система распространения – это места, где люди тратят
деньги», – рассказывает Романов.
Проектом уже заинтересовались издатели в регионах, и предприниматель
предлагает им франшизу за 30 тыс. руб. В Воронеже скоро выйдет второй
номер журнала, в Уфе – первый. Интерес к покупке франшизы проявляют и в
других городах. «На наших страничках в социальных сетях мы подробно
рассказываем, как делается журнал. Прикинули, что для регионов
достаточно выпускать журнал тиражом 5 тыс. экземпляров. Тогда
себестоимость номера с учетом стоимости франшизы (мы предоставляем
готовый макет) и печати составит около 120 тыс. руб. Проект себя окупит и
принесет прибыль (примерно 90 тыс. руб.), даже если продавать рекламные
полосы по 30 тыс. руб. И это при семи рекламных полосах, а ведь их
может быть больше», – говорит Николай.
Но Романову нужна Москва. Крупные федеральные рекламодатели
заинтересованы продвигать свои продукты и услуги как в Москве, так и в
Санкт-Петербурге. Осенью компании утверждают рекламные бюджеты на
следующий год, и наличие у журнала точек распространения в Москве
серьезно повысит шансы «Инфографики» получить часть этих денег.
Москва верит деньгам
Романов наслышан о судьбе журнала «Все ясно», который вышел в
2004 году и тоже работал в жанре инфографики, но через два года был
закрыт как нерентабельный. Николай считает, что у его проекта перспектив
больше: ««Все ясно» имел принципиально иной уровень затрат. У нас же
нет большого штата сотрудников, мы не продаем журнал в розницу и нам не
нужны большие расходы на дистрибуцию», – поясняет предприниматель.
По его словам, в нише бесплатной прессы не так уж много печатных
изданий, интересных для молодой, активной аудитории. В Питере
представлены московские издания F5 и «Большой город»,
другие же, по мнению Романова, носят откровенно рекламный характер.
Примером для него является развлекательный молодежный журнал F5. Он
существует на рынке около двух лет, распространяется в обеих столицах
(помимо заведений питания еще и в бизнес-центрах) и работает с крупными
рекламодателями, которых так мечтает заполучить главный редактор
«Инфографики».
«Стоимость рекламной полосы у F5 составляет около 250 тыс. руб. Мы же
на рекламу в обеих столицах установим цену немного ниже», – говорит
Романов. Покорять Москву предприниматель планирует с тиражом 20 тыс.
экземпляров, затем хочет постепенно довести его до 60 тыс., а общий
тираж издания – до 100 тыс. На выход в столицу предприниматель готов
потратить около 220 тыс. руб. По его расчетам, печать дополнительных 20
тыс. экземпляров обойдется в 180 тыс. руб. Еще 40 тыс. будут потрачены
на услуги доставки в Москве. Таким образом, чтобы окупить первый выпуск
«Инфографики» в столице, Романову достаточно найти двух рекламодателей.
Но ситуация в Москве на данный момент не выглядит оптимистично. В
Санкт-Петербурге предпринимателю удалось договориться о бесплатном
размещении издания на стойках кафе. Но Романов не уверен, что так
получится и в Москве. «Многие крупные сети имеют официальные «входные
билеты». Например, стоимость распространения одного номера только в
одном кафе сети «Кофе хауз»
составляет 1,5 тыс. руб. Но и в небольших заведениях Москвы мы
постоянно слышим вопрос администраторов: «А что лично я с этого буду
иметь?»,— рассказывает предприниматель.
Конечно, компания Романова зарабатывает на других проектах, которые
приносят ей около 200 тыс. руб. выручки в месяц, но дополнительных
финансовых источников у нее нет. К сторонним инвестициям Николай
относится осторожно. «Клиенты, которые заказывают у нас корпоративные
издания и дизайн, диктуют условия очень жестко, зачастую не обращают
внимания на наши идеи. Боюсь, так же будут действовать и возможные
инвесторы. Я не против продажи издания, но только в том случае, если
концепция полностью сохранится», – говорит он.
Еще одна проблема заключается в том, что большинство федеральных
рекламодателей в Москве работают через рекламные агентства, а им
практически неинтересны издания без просчитанных медиапоказателей.
«Отделы маркетинга в компаниях убеждать все-таки удается, когда мы
показываем журнал и рассказываем о себе. Агентства же непробиваемы, там
просто не будут с тобой разговаривать», – поясняет Романов.
Как преодолеть барьеры входа, располагая только теми средствами,
которые есть у компании «Манифест – инфографика»? Возможно какие-то
креативные приемы в области дистрибуции и продвижения помогут изданию
прорваться на московский рынок. В этой сфере создатели журнала не очень
сильны, и за советами Николай Романов обращается к Вам
|