Сауналайф
Сеть московских саун «Сауналайф»
существует около 15 лет. Сейчас у компании семь объектов, оборот в 2010
году составил примерно 30 млн руб. Штат сотрудников — 50 человек.
Большинство помещений, в которых расположены сауны (их площадь от 300
кв. м до 500 кв. м), находятся в собственности владельцев сети. До
недавнего времени бизнес приносил неплохой доход, но после кризиса
наметился заметный спад в посещаемости заведений. Особенно сильно упала
загрузка в дневное время и летом.
Все попытки дополнительно привлечь клиентов, по словам генерального директора «Сауналайф» Аллы Багирян,
особенного успеха не принесли. «Назрела необходимость перемен. В России
многие люди воспринимают сауну как место, где можно «весело» провести
время, развлечься с девушками. Мы хотим разрушить этот стереотип и
сделать наши сауны привлекательными в первую очередь для женщин, для
семейного посещения, создать на их базе клубы красоты и здоровья»,—
говорит Багирян.
Сейчас руководители компании разрабатывают спа-программы и программы
релаксации, собираются даже ввести элементы аквафитнеса. «Мы делаем
новый сайт с акцентом на здоровье и красоту, планируем активно
продвигаться в интернете»,— добавляет гендиректор.
Владельцы сети к экспериментам готовы, в том числе и к тратам. Они
осознают, что речь может пойти о достаточно серьезном перепрофилировании
компании — придется нанимать новый персонал, переоборудовать помещения.
«Условия сейчас подходящие. Для некоторых заведений как раз пришло
время ремонта, кроме того, у нас есть несколько новых помещений, которые
можно оборудовать уже с учетом новых задач»,— говорит Алла.
Сейчас для «Сауналайф» главное — продумать концепцию сауны «нового
типа», учесть все факторы, важные для потребителей. А затем научиться
бороться со стереотипами и привлекать в заведения женщин и семьи с
детьми. В компании уже пробовали это делать, но пока неудачно.
Досуг в сауне
Первую сауну владельцы открыли в 2002 году на месте бывших солдатских
бань, полностью переоборудовав здание площадью 500 кв. м. В результате
получился банный комплекс, состоящий из нескольких отдельных залов с
парной, бассейном, комнатой отдыха и бильярдной. Услуга оказалась
востребованной, и сейчас у компании семь подобных точек, расположенных в
различных районах Москвы.
Залы оборудованы телевизорами и музыкальными центрами с караоке.
Предусмотрены и спальни. «Среди наших клиентов есть и влюбленные
парочки, но спальни нравятся практически всем — ведь так приятно
полежать, расслабиться после парной»,— говорит Багирян. Залы рассчитаны
на разное количество людей, самые большие могут вместить до 20 человек.
«У нас иногда даже корпоративы проводят. Посетители с удовольствием
играют в бильярд, поют караоке, мы даже устраиваем для них
шоу-программы»,— рассказывает генеральный директор. Многие сауны имеют
договоренности с ближайшим рестораном об обслуживании клиентов. Там, где
ресторанов нет, посетителям разрешают приносить напитки и закуски с
собой.
Слово «сауна» в данном случае достаточно условно: в заведениях
«Сауналайф» есть и финские парные с сухим воздухом (собственно сауны), и
русские влажные парные.
Стоимость часа аренды зала зависит от его величины, обычно от 1200
руб. до 2200 руб. Средний срок аренды, по словам Багирян, составляет
три-четыре часа. Если клиенты снимают помещение на четыре часа, пятый
час им предоставляется бесплатно.
В кризис количество постоянных клиентов сократилось, уменьшилось и
время аренды. Раньше компании часто проводили в сауне больше четырех
часов, но сейчас, похоже, люди стали экономить и время, и деньги.
На протяжении долгого времени заведения привлекали, прежде всего,
посетителей-мужчин, любителей не только попариться, но и хорошо
расслабиться с помощью алкоголя. Многие из них были постоянными
клиентами. Мужчины и на данный момент составляют 70% посетителей
«Сауналайф». 85% новых клиентов находят «Сауналайф» через интернет, но
таких не так уж много.
Банный рынок
«Пять лет назад в Москве было около 300 саун, подобных нашим, сейчас
их количество немного сократилось»,— рассказывает Алла Багирян. Многие
сауны также объединены в сети, а наиболее предприимчивые владельцы тоже
пытаются предложить какую-то интересную концепцию. Например, компании «Угрешские бани», «Банные усадьбы»
делают упор на то, что у них все по-настоящему, печи топятся на дровах,
помещения обшиты деревом, а клиенты могут ощутить дух настоящей русской
(или финской) бани. Правда, и цены у них немаленькие, гораздо выше, чем
у «Сауналайф».
Есть в Москве и так называемые культовые бани, например «Сандуны»,
куда люди ходят на протяжении многих лет. По мнению Багирян, в данном
случае посетителей привлекает в первую очередь бренд, традиции —
собираться в общем зале не очень удобно, а снять отдельный номер
недешево и не всегда просто.
В «банной» конкуренции также участвуют и фитнес-центры, там есть и
парные, и бассейны. Правда, посещать их могут только те, кто оплатил
полный абонемент.
Городской спа-курорт
По мнению Багирян, ниша банных и спа-услуг для клиентов,
интересующихся здоровым образом жизни, на данный момент свободна. Именно
в этом направлении хочет развиваться и сеть «Сайналайф».
«Путешествуя, я вижу, что спа-услуги в отелях очень востребованы. Я
сама люблю, когда есть свободное время, зайти в такой центр — попарится,
поплавать, сделать массаж. Это приятно, расслабляет, очень полезно для
тела и внешнего вида. Многие отели имеют специализированные спа-центры,
где работают серьезные специалисты, куда люди приезжают специально для
того, чтобы пройти оздоровительный курс»,— говорит Алла.
Последнее время спа-салоны стали появляться и в Москве. Но, по мнению
Багирян, заведения, которые позиционируют себя подобным образом, как
правило, не имеют даже бассейна и чаще всего состоят из нескольких
массажных кабинетов. «Для того чтобы построить бассейн, нужны немалые
вложения — около $25 тыс. за квадратный метр»,— комментирует Алла.
Бассейны у «Сауналайф» есть, и владельцы сети саун считают, что у них
все шансы сделать уютные и недорогие клубы, куда женщины будут
приходить попариться, сделать полезные для тела и лица процедуры,
посидеть и поболтать о своих проблемах. «В наших саунах можно сделать
небольшие магазинчики с товарами для красоты и здоровья. Сауны могут
быть интересны и для семейного досуга — в бассейнах, например, для детей
можно устраивать детские водные праздники»,— предполагает Багирян. При
этом руководитель уверена, что компания может предложить и
привлекательные финансовые условия: «Цены мы не меняли уже несколько
лет. Поскольку помещения находятся в собственности, владельцы могут себе
это позволить. А вложения в проект рассматривают как долгосрочные
инвестиции».
Женские компании приходят в сауны и сейчас. Тем не менее, их не так
много. Рассудив, что потенциальными посетителями саун могут стать жители
близлежащих домов, в «Сауналайф» провели рекламную компанию, разбросав
листовки в почтовые ящики. В листовках делали упор на пользу сауны для
здоровья и красоты, но отдачи от акции практически не было. «Возможно,
ассоциации со словом «сауна» не совсем хорошие, и нам надо придумать
другое название»,— рассуждает Багирян.
Интересных идей у руководителей «Сауналайф» немало. Время от времени в
компания устраивают мозговой штурм. Например, одна из идей — сделать
хамам. Другая — проводить мастер-классы косметологов.
Но теперь из идей надо выстроить концепцию, расставить приоритеты. В
переоборудование и строительство новых саун компания планирует вложить
около $1 млн, еще $500 тыс. готова потратить на продвижение проекта.
Каким образом можно попасть в яблочко? Как преодолеть «нехорошие»
ассоциации со словом «сауна» и привлечь женскую и семейную аудиторию? |